Найдено 7 рецептов.


Хлеб на столе

Великое благо - иметь каждый день на столе хлеб. Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин, загородную прогулку в выходной день, поездку на рыбалку или за грибами или, скажем, дальнее путешествие... Хлеб всегда и везде сопутствует нам.

Но всегда ли мы помним об этом, всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто взрастил его? Представим себе на минуту нашу жизнь, наш стол, нашу еду без хлеба. Нет, невозможно, просто невероятно.

Тем, кто родился и вырос после войны, в спокойное мирное время, и вообразить себе трудно, что можно жить без хлеба. Ведь он, хлеб, сегодня всегда к нашим услугам: черный, белый, сдобный. Можно выбрать любой: круглый или формовой, ржаной или пшеничный, с тмином, маком, орехами, изюмом. Множество самых разных хлебобулочных изделий выпекается на предприятиях хлебопекарной промышленности. Здесь и диетический хлеб для диабетиков, и хлеб для пожилых людей, и даже для детей. Изобилие хлеба! Вот и не задумываемся мы, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда вложено в каждое золотое зернышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием золотистой теплой булочки!

Между тем стало привычным всегда иметь хлеб, принимать ценности, имеющиеся в нашем распоряжении, как должное, обыденное, совсем ничего не значащее. Зачерствела горбушка, и равнодушная рука спокойно и хладнокровно отправляет ее в мусорное ведро. Ведь хлеб дешевый. Только вот для кого? Для покупателя? Пахаря? Пекаря? Государства? Для человечества? А как и когда появился хлеб на Земле? И каким он был? Свыше 15 тысячелетий назад древние египтяне начали культивировать хлебные злаки. Ученые считают, что первый хлеб был жидким, напоминающим своеобразную кашу из воды и зерен, растертых между камнями. К тому времени, как человек научился добывать огонь, он усовершенствовал и «хлебное производство».

Так появились пресные лепешки, которые оказались намного вкуснее зерновой каши. Прошло еще несколько тысячелетий, и человек, сам об этом не подозревая, научился использовать для улучшения вкуса хлеба микроскопические организмы - хлебопекарные дрожжи и молочно-кислые бактерии. Так появился кислый хлеб из сброженного теста. Многовековой опыт, именно опыт, узнавание, открытие, человеческая наблюдательность как бы соединились воедино в этом новом кислом хлебе, о котором великий русский ученый К. А. Тимирязев сказал, что он составляет одно из величайших изобретений человеческого ума, одно из тех эмпирических открытий, которые современным научным изысканиям остается только подтверждать и объяснять.

В Древней Греции первое упоминание о кислом хлебе из сброженного теста относится к V в. до н. э. Хлеб был самостоятельным кушаньем, и отводилась ему едва ли не самая почетная роль.

Существовало поверье, что человек, принимающий пищу без хлеба, будет наказан богами. В Индии также считали, что человек совершает грех и будет непременно иметь несчастную судьбу, если не будет употреблять хлеб. Даже преступников в этой стране наказывали тем, что лишали их хлеба на более или менее продолжительное время в зависимости от тяжести совершенного ими проступка. Верующие индусы и в наши дни утреннюю молитву начинают словами: «Все есть пища, но хлеб - ее великая мать».

У многих народов существовали различные представления и поверья о пользе черствого хлеба. Так, в Древней Греции и Древнем Египте считали, что такой хлеб полезен при заболеваниях желудка, что, впрочем, не отрицает и современная медицина. У английских солдат в период колониальных войн существовало убеждение, что вдыхание аромата свежеиспеченного хлеба помогает избавиться от насморка. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу насущному. «Хлеб - всему голова», «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска - и стол - доска». В этих народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение русского человека к хлебу. Недаром его ласково называли: «Хлеб - наш батюшка».

В честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни.

Булочники, пекари были в России одними из самых уважаемых людей. Профессия эта считалась одной из самых почетных. Известный писатель Владимир Алексеевич Гиляровский, талантливый бытописатель Москвы, оставил свои интересные зарисовки о жизни трудового народа, в том числе и о деятельности очень популярного тогда булочника Ивана Филиппова, хлебные изделия которого были любимы не только москвичами: их доставляли ежедневно к царскому столу в Петербург и в самые отдаленные уголки России.

«- Хлебушко черненький труженику первое питание,- говорил Иван Филиппов.

- Почему он только у Вас хорош? - спрашивали.
- Потому что хлебушко заботу любит. Выпечка-то выпечкой, а вся сила в муке. У меня покупной муки нет, вся своя, рожь отборную покупаю на местах, на мельницах свои люди поставлены, чтобы ни соринки, чтобы ни пылинки...Кроме того - железных дорог тогда еще не было - по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испеченными, даже в Сибирь. Их как-то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу верст, а уж перед самой едой оттаивали - тоже особым способом, в сырых полотенцах - и ароматные, горячие калачи где-нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару».

Вернемся, однако, к пекарям Древней Греции и Древнего Египта, где хлеб выпекали главным образом из пшеницы, иногда с добавлением меда, молока, жира. Такой сдобный хлеб ценился дорого и был доступен, разумеется, только людям состоятельным, бедняки же довольствовались хлебом из муки грубого помола.

Ученые считают, что имя хлебу дали пекари Древней Греции. Для выпечки хлеба использовались глиняные горшки-формы, которые называли «клибанос». Именно от этих форм и возникло название «хлеб».

У древних готов хлеб называли «хлайфс», от которого в старонемецком языке образовалось слово «хлайб», трансформировавшееся затем в русский «хлеб», украинский «хлиб», эстонский «лейб».

Искусство выпекать разрыхленный хлеб древние греки и римляне заимствовали у египтян. Благодарные римляне 2 тыс. лет назад воздвигли 13-метровый памятник-монумент Марку Вергилию Эврисаку - мастеру-пекарю, обеспечивавшему хлебом весь Рим. Барельефы, которые украшают этот монумент, как бы воспроизводят все стадии приготовления хлеба.

Во многих странах есть музеи хлеба. В цюрихском музее, например, выставлен хлеб, возраст которого - 6000 лет. В городском музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный 3400 лет назад. Уже сам факт сохранения столь древнего изделия рук человеческих как священной реликвии символичен. Это свидетельство благодарной памяти Человека, нравственной ценности Хлеба.



Знакомим детей с продуктами питания

Пришло время познакомить детей с теми продуктами питания, которые должны и могут стать основными в их рационе. Но сначала — небольшой исторический экскурс (он небесполезен, так как поможет вам заинтересовать детей кулинарией).

Искусство кулинарии уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние египтяне, китайцы, а затем греки и римляне внесли существенный вклад в развитие мировой кулинарной фантазии. Процесс ее обогащения продолжается непрерывно.

Каких только не существует разновидностей еды! Никому пока не удалось подсчитать, сколько в мире видов блюд и кулинарных изделий. В каждой стране свой уклад питания, и если нынешний москвич любит — может быть, вынужденно — жареную картошку с колбасой, то обитатели далекой пустыни Калахари бушмены с удовольствием едят червей и ящериц. Но не будем увлекаться крайними формами экзотики, а вернемся к тому, что нам ближе, понятней и доступней.

Большую лепту в наш кухонный уклад внесли французские и немецкие повара. Начиная с XVIII века народная кухня, как не престижная, постепенно начала вытесняться теми, в основном пришедшими из стран Европы, блюдами и кулинарными изделиями, которые в основном мы едим и сегодня. Но, конечно, в очень упрощенном виде. А в XVII— XIX столетиях повара и кондитеры, служившие при дворе, в имениях знати или в больших столичных ресторанах, умели, без преувеличения, делать настоящие чудеса (превращать по вкусу рыбу в говядину и наоборот).

Богатые люди ели очень много, их стол был чрезвычайно обильным. Вот, например, меню обеда императрицы Екатерины II: 10 супов, 25 видов жаркого из индейки, павлинов, кабанов, тетеревов и т.д.; около 40 деликатесов — шафранных кур, цыплят с гвоздикой, зайцев; 30 рыбных блюд; десятки салатов; множество напитков; мороженое и т.д. и т.п. Кто знает, почему царские особы жили сравнительно мало, быть может, дело в убийственно обильной еде?

Приведем еще один пример в подтверждение нашей гипотезы о том, что повара и кондитеры медленно, но неуклонно убивали своими обедами владык. Ко двору английского короля Карла I был приглашен долгожитель, некий крестьянин Томас Парр. Его показывали как диковинку — в 1635 году ему исполнилось 152 года! Прошло несколько месяцев, и бедный Томас Парр, не выдержав роскошных королевских обедов и праздной жизни, скончался. Его вскрывал Уильям Гарвей, знаменитый врач того времени, который заключил, что если бы крестьянин не изменял привычного для него образа жизни, то мог бы прожить еще достаточно долго.

Наше сегодняшнее меню тоже резко отличается от природного крестьянского. Однако никогда не поздно учиться находить радость в простой пище — выигрыш в здоровье искупит все соблазны.






Пирожки по-берлински Немецкая кухня

Нужно:
- Мука 1 стакан
- Дрожжи 6 г
- Молоко 1,5 ст. л
- Яйцо 1 шт
- Сахар 1 ч. л
- Лимонная цедра 6 г
- Маргарин 1 ст. л
- Повидло 150 г
В кастрюлю влить теплое молоко, добавить яйцо, лимонную цедру, растопленный маргарин, сахар, соль и дрожжи, хорошо все вымешать. Затем всыпать муку, замесить тесто и дать ему подойти. За время созревания тесто следует несколько раз обмять. Готовое тесто выложить на подпыленный мукой стол, раскатать в пласт и выемкой вырезать кружочки. Смазать их взбитыми белками, положить повидло или маргарин и защипать, придавая форму пирожков. После расстойки жарить в жире при слабом нагреве под крышкой. Готовые пирожки уложить на блюдо и обсыпать сахарной пудрой.



Бутерброды

Бутерброд в переводе с немецкого означает хлеб с маслом, а в общепринятом употреблении - ломтик хлеба с сыром, колбасой, кусочком отваренного вкрутую яйца или сельди, ломтиком рыбы, с различными овощами, пастами, пюреобразными и салатными массами и т. д. Различают бутерброды открытые - обычные, закрытые - сандвичи и маленькие - канапе. Можно приготовить и бутербродные торты.


Бутерброды «полосатые»

Ржаной хлеб, сливочное масло, сыр. Ломтики хлеба намазать не слишком тонким слоем масла (иначе слои не склеиваются), положить на них такие же по размеру, как и хлеб, тонкие ломтики сыра, затем нанести слой масла, опять - хлеб, масло, сыр и т. д. На верхний слой, который должен быть из хлеба, на 15 - 20 мин положить небольшой груз, чтобы слои плотно прилегли друг к другу, затем острым тонким лезвием ножа нарезать бутерброды поперек. Полосатые прямоугольники или квадраты можно разрезать на треугольники и веером разложить на блюде, украсить зеленью, цветком из помидора, редиса или лука. Все зависит от времени года, от того, что имеется под рукой, а главное - от фантазии.

Бутерброды с килькой

Хлеб, сливочное масло, сваренное вкрутую яйцо, килька, морковь, майонез.
На ломтики хлеба, нарезанные квадратиками или кружками, намазанные тонким слоем масла, положить по кружку сваренного вкрутую яйца, сверху - кильку, завернутую колечком, внутрь - одну чайную ложку майонеза и кубик моркови.
Бутерброды положить на блюдо, украсить зеленью, цветком из репчатого лука, яйца, редиса, яблока. Словом, для украшения может пригодиться все то, что окажется под рукой. Эти бутерброды пользуются неизменным успехом всегда - и в будни, и в праздники.



Бифштекс по-немецки с картофелем Немецкая кухня

Нужно:
- Наружное филе говядины 1 кг
- Картофель
- Лук 2 шт
- Мука 2 ст. л
- Масло 1 ст. л
Взять говядину от наружного филе, обрезать жилы (не обрезая жир) и кости, сложить в кастрюлю и сделать сок, т. е. выварить обрезки и кости с двумя стаканами воды, чтобы был крепкий бульон. Филе нарезать на порционные бифштексы, разложить на столе, посыпать солью, обвалять в муке, сложить на растопленное в сковороде масло и обжарить на огне, подрумянив с обеих сторон. Когда будут готовы, снять со сковороды, сложить в кастрюльку, дно которой выложить пластами нарезанного лука, обложить вокруг очищенным картофелем, а на сковороду, где бифштексы жарились, влить приготовленный из обрезков сок. Отварить как следует, процедить через сито, залить бифштексы так, чтобы сок покрывал их, поставить на огонь и варить под крышкой до тех пор, пока бифштексы и картофель не станут мягкими, а сок не выкипит до соусной густоты. Тогда выложить бифштексы на блюдо, обложить картофелем и полить сверху процеженным соусом.



Свиные отбивные с яблоками Немецкая кухня

Нужно:
- Помидоры 250 г
- Лук 8 шт
- Яблоки 6 шт
- Смальц 3 ст. л
- Сахарный песок
- Отбивные 4 шт
- Перец, соль
- Мука 1 ст. л
- Белое вино 125 мл
- Рубленая петрушка 1 ст. л
Помидоры и лук нарезать ломтиками. Яблоки разрезать каждое на 4 части, удалить сердцевину и нарезать ломтиками. Разогреть 2 ст. л смальца, потушить в нем половину лука и выложить его в жаропрочную форму. Посыпать яблоки и помидоры сахаром и солью. 1/2 яблок и помидоров выложить поверх лука. Отбивные посолить, поперчить, посыпать мукой и обжарить в 1 ст. л смальца. Выложить в форму. Выложить сверху оставшийся лук, помидоры и яблоки. Влить вино. Запекать 30 мин при 180 С. Посыпать петрушкой.



Шницель из телятины по-цюрихски Немецкая кухня

Нужно:
- 600 г телятины из нежной филейной части
- 1 луковица
- 50 г сливочного масла
- по 1/2 ч. л соли и свежемолотого белого перца
- 1 ст. л муки
- по 125 мл мясного бульона и сухого белого вина
- 3 ст. л свежих сливок
Мясо вымыть, просушить и нарезать полосками шириной 1/2 см. Лук очистить и нарезать мелкими кубиками. Сливочное масло разогреть, полоски мяса пожарить порционно до светло - коричневого цвета, переворачивая, и снять со сковороды. Лук пожарить в оставшемся масле до золотистого цвета, в лук добавить мясо, приправить солью и перцем. Посыпать мукой, погасить мясным бульоном и вином и дать закипеть. Снять сковороду с огня и смешать сливки со шницелем. С этим блюдом сочетаются жареный картофель и зеленый салат.






Добавить в свои закладки